з %. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение \ «Новокурская основная общеобразовательная школа» Утверждено на засед. педсовета школы, протокол № -£’ от _______ 201^г. ПОЛОЖЕНИЕ об итоговом индивидуальном проекте обучающихся 9 класса Положение об итоговом индивидуальном проекте обучающихся 9 класса 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования, основной образовательной программы основного общего образования, Программы формирования УУД. 1.2. Данное Положение регламентирует деятельность образовательного учреждения по организации работы над итоговым индивидуальным проектом (далее ИИП) в связи с переходом на ФГОС ООО. 1.3. Проектная деятельность является одной из форм организации учебного процесса и внеурочной деятельности, направлена на повышение качества образования, демократизации стиля общения педагогов и учащихся. 1.4. Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося 9 класса, перешедшего на обучение по новым ФГОС, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету. В течение одного учебного года учащийся обязан выполнить один итоговый индивидуальный проект. 1.5. Руководителем проекта является учитель-предметник, классный руководитель, педагогорганизатор, педагог дополнительного образования. 1.6. Темы проектов могут предлагаться как педагогом, так и учениками. Тема, предложенная учеником, согласуется с педагогом или заместителем директора по УВР. 1.7. Проект может быть только индивидуальным. 1.8. Проект может носить предметную, метапредметную, межпредметную направленность. 1.9. Проектные задания должны быть четко сформулированы, цели и средства ясно обозначены, совместно с учащимися составлена программа действий. 2. Цели и задачи выполнения ИИП. 2.1. Для обучающихся: Продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении избранной области. 2.2 Для педагогов: Создание условий для формирования УУД учащихся, развития их творческих способностей и логического мышления. 2.3 Задачами выполнения проекта являются: 2.3.1. Обучение планированию (учащийся должен уметь чПтко определить цель, описать шаги по еП достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы). 2.3.2. Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (уметь выбрать подходящую информацию, правильно еП использовать). 2.3.3. Развитие умения анализировать, развивать креативность и критическое мышление. 2.3.4. Формировать и развивать навыки публичного выступления. 2.3.5. Формирование позитивного отношения к деятельности выполнять работу в срок в соответствии с установленным планом). 3. Этапы и примерные сроки работы над проектом: 3.1. Сроки подготовки и защиты индивидуального регламентом и утверждаются приказом директора. 3.2. Регламент работы над проектом : Этап/срок Подготовительный ■ (Сентябрь, октябрь) Планирование (ноябрь-декабрь) итогового Содержание работы Определение темы, цели и задач индивидуального итогового проекта Формулировка проблемы; Определение метапредметных планируемых результатов; Определение источников информации, (проявлять проекта инициативу, определяются Представление результата Приказ Список тем проектов План работы над проектом Списки групп, назначение руководителей Приказ директора Работа над проектом (декабрь-февраль) Промежуточная защита. Коррекция, оценка результата (февраль) Рефлексия. Защита индивидуального итогового проекта на экзамене. (март) способов сбора и анализа; Определение способа представления результата; Установление процедур и критериев оценки результатов; Утверждение списков обучающихся и руководителей Выдвижение гипотез, сбор информации, решение промежуточных задач; Подбор инструмеш ария и его применение; Консультирование; Подготовка конечного продукта Формулировка выводов; Промежуточная защита (в классе) Экспертиза проекта; Выводы и предложения; Выявление находок, проблем и поиск направлений развития. Выступление руководителей индивидуальных итоговых проектов обучающихся на методическом совете Выступление обучающихся (авторов проектов) в классе Защита проектов. Определение уровня сформированности метапредметных планируемых результатов 3.3 Контроль соблюдения сроков осуществляет педагог, руководитель проекта. 3.4 Контроль охвата детей проектной деятельностью осуществляет классный руководитель. 4. Возможные типы работ и формы их представления 4.1 Типы проектов. Тип проекта Практико-ориентированный Исследовательский Информационный Творческий Игровой или ролевой Реферативный Экспериментальный Натуралистический Цель проекта Решение практических задач Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы Сбор информации о какомлибо объекте или явлении. Привлечение интереса публики к проблеме проекта Представление опыта участия в решении проблемы проекта Поиск, представление информации по конкретно заданной теме Постановка эксперимента, иллюстрирующего известные в науке законы и закономерности Наблюдение, описание, отбор образцов по заранее определенной методике, диагностика натурального материала в соответствии с конкретными методами. Проектный продукт анализ данных социологического опроса, бизнес-план, видеофильм, эссе, обзорные материалы, отчШты о провед □ иных исследованиях, стендовый доклад, мультимедийный продукт, выставка, газета, журнал, действующая фирма, игра, компьютерная анимация, коллекция, костюм, макет, модель, музыкальное произведение, отчПты о провед □ иных исследованиях, оформление кабинета, пакет рекомендаций, публикация, путеводитель, реферат, справочник, система школьного самоуправления, сценарий, статья, сказка, серия иллюстраций, тест, учебное пособие, чертеж, экскурсия. 5.0бщ ие требования к оформлению проектно-исследовательских работ: 5.1 Работа выполняется на листах стандарта А 4, шрифтом Times New Roman., 5.2 Титульный лист считается первым(Приложение1) 5.3 Все разделы плана (названия глав, выводы, заключение, список литературы, каждое приложение) начинаются с новых страниц. 5.4 Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы. 5.5 Объем текста исследовательской работы, включая формулы и список литературы, не должен быть более 15 машинописных страниц. Для приложений может быть отведено дополнительно не более 10 стандартных страниц. Основной текст работы нумеруется арабскими цифрами, страницы приложений - арабскими цифрами. 5.6. В состав материалов готового индивидуального итогового проекта в обязательном порядке включаются: 1. Заявление обучающегося 9 класса на разработку индивидуального итогового проекта как формы промежуточной аттестации (Приложение № 2). 2 Индивидуальный план выполнения проекта, паспорт проекта (ПриложениеЗ) 4. Выносимый на защиту итоговый продукт проекта, представленный в одной из описанных выше форм: A) наглядный продукт (если есть) Б) письменная работа проекта ( возможны дополнительные приложенные материалы, фотографии, чертежи, макеты и т.п.) B) презентация проекта 5) Оценочный лист руководителя проекта (Приложение № 4). 6) Оценочный лист членов аттестационной комиссии. (Приложение № 5) 8) Самооценка обучающегося (приложение №6) 5.7 Обязательным во всех работах является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается. 6. Критерии оценивания индивидуального итогового проекта: 6.1. Общая оценка проектной работы складывается из оценки руководителя проекта и оценки, полученной аттестационной комиссией при защите проектной работы на общешкольной конференции учащихся. Содержательное описание каждого из критериев для руководителя проектной работы: Критерий Уровни сформированное™ навыков проектной деятельности Способность и инициативность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем Базовый Повышенный Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути ее решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути ее решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и (1 балл) осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы (2 балла). Сформированность предметных знаний способов действий и Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В Продемонстрировано в ходе работы над проектом свободное владение работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствовали грубые ошибки (1 балл). предметом проектной деятельности. Грубые ошибки отсутствовали, неточности имели место быть , либо отсутствовали (2 балла). Сформированность регулятивных действий Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца, некоторые этапы выполнялись при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося (1 балл). Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно (2 балла). Ответственность В процессе работы над проектом учащийся продемонстрировал неустойчивую динамику отношения к выполняемой работе, консультирование и решение вопросов, связанных с работой над проектом практически всегда являлось инициативой руководителя (1 балл). В процессе работы над проектом учащийся продемонстрировал устойчивую динамику отношения к выполняемой работе, консультирование и решение вопросов, связанных с работой над проектом практически всегда являлось инициативой учащегося (2 балла). степень включенности учащегося в проект не превышает 50%. (1 балл). степень самостоятельности учащегося при реализации задач проекта составляет примерно 70 %. (2 балла). Критерии оценки проектной работы для аттестационной комиссии при защите индивидуальных проектов Показатели Критерий Сформированность коммуникативных действий • • » Привлечение знаний из других областей учащийся ясно и логично излагает и оформляет выполненную работу, представляет ее результаты; аргументированно отвечает на вопросы, доказывая свою позицию; адекватно использует терминологическускую базу, доказывая понимание сути основополагающего вопроса и понимание исследуемой проблемы; проявляет обдуманность в суждениях, демонстрирует сдержанность и осознанность в проявлении эмоций, показывает устойчивость эмоциональных состояний, имеет выраженную способность к прогнозированию. (1-5 баллов) учащийся демонстрирует изучение основополагающего вопроса с точки зрения различных предметных областей (1-3 балла) Эстетика оформления проведенного проекта Работа оформлена в соответствии требованиями (1-5 баллов) с Максимальный первичный балл составляет 23 балла, минимальный - 14 баллов. Низкий Базовый «неудовлетворительно» «удовлетворительно» менее 13 баллов 1 3 -1 6 баллов Повышенный Высокий «хорошо» «отлично» 17— 20 батлов 21— 23 балла 7. Требования к защите проекта 7.1. Защита индивидуальных итоговых проектов осуществляется на внутришкольной конференции проектных и исследовательских работ. 7.2. В состав аттестационной комиссии входят руководители проектных работ, администрация и педагоги школы, члены управляющего совета, представители общественности, представители Управления образования Бейского района. Количество членов комиссии не должно быть менее 3-х 7.3. Общая оценка проектной работы складывается из оценки руководителя проекта и оценки, полученной при защите проектной работы. 7.4 Презентация и защита индивидуальных учебных проектов проводится в марте на школьной конференции. Процедура защиты состоит в 6-8 минутном выступлении учащегося, который раскрывает актуальность, поставленные задачи, суть проекта и выводы 8. Оформление результатов выполнения индивидуального итогового проекта 8.1 Учащиеся, которые приняли участие в муниципальных и региональных научных конференциях и стали призёрами или лауреатами, могут представить к защите индивидуального итогового проекта свою исследовательскую работу и получить соответствующую отметку. 8.2 По результатам защиты итогового индивидуального проекта составляется протокол установленной формы( см. Приложение №7). 8.3. Выпускнику основной школы, осуществившему защиту итогового индивидуального проекта, выдаётся соответствующий сертификатном. Приложение №8). 8.2 Отметка за выполнение индивидуального итогового проекта выставляется в графу «Индивидуальный итоговый проект» в классном журнале и личном деле. В документ государственного образца об уровне образования - аттестат об основном общем образовании отметка выставляется в свободную строку. 9. Документация 9.1 Для учащихся • Индивидуальный план выполнения проекта. Этапы Подготовка Планирование Процесс проектирования Итог Защита Виды деятельности Планируемая дата исполнения Дата фактически Выбор темы учебного проекта и тем исследований обучающихся Разработка основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы Формулировка задач, которые следует решить. Выбор средств и методов решения задач. Определение последовательности и сроков работ Самостоятельная работа Оформления записки, плакатов и др. Достигнутый результат Оформление 9.2 Для руководителя проекта • • Индивидуальный план выполнения проекта для каждого обучающегося; Общие сведения; Подпись руководителя № п/п ФИО ученика Тема проекта Итоговая оценка руководителя проекта Подпись 9.3 Для классного руководителя • Лист ознакомления родителей; №п/п ФИО ученика Тема проекта Дата выполнения проекта Дата защиты Подпись родителей 1 2 • Результаты итоговой оценки индивидуального проекта. Классный руководитель после защиты проекта выставляет итоговую оценку в классный журнал. 10. Права и ответственность сторон 10.1 Руководитель индивидуального проекта должен: • Совместно с обучающимся определить тему и учебный план работы по индивидуальному образовательному проекту; • Совместно с обучающимся определить цель работы, этапы, сроки, методы работы, источники необходимой информации; • Мотивировать обучающего на выполнение работы по индивидуальному образовательному проекту; • Оказывать помощь обучающемуся по вопросам планирования, методики, формирования и представления результатов исследования; • Контролировать выполнение обучающимся плана работы по выполнению индивидуального образовательного проекта. Руководитель индивидуального проекта имеет право: • Требовать от обучающего своевременного и качественного выполнения работы; • Использовать в своей работе имеющиеся в школе информационные ресурсы; • Обращаться к администрации школы в случае систематического несоблюдения сроков реализации плана индивидуального образовательного проекта. 10.2 Обучающийся должен: • Выбрать тему индивидуального образовательного проекта; • Посещать консультации и занятия по индивидуальному образовательному проекту; • Ответственно относиться к требованиям и рекомендациям руководителя индивидуального образовательного проекта: • Подготовить публичный отчет о проделанной работе. Обучающийся имеет право: • На консультацию и информационную поддержку руководителя на любом этапе выполнения индивидуального образовательного проекта; • Использовать для выполнения индивидуального образовательного проекта ресурсы школы. Приложение №1 Требования к письменной работе Параметры оценивания презентации учащегося Структура письменной работы Критерии оценивания Титульный лист МБОУ «Новокурская ООШ» Тема: «........................................... » Выполнил(а): Руководитель проекта: Д.Новокурск 2017 год Ф.И.О. учащегося Ф.И.О. учителя Краткая пояснительная записка Исходный замысел, актуальность, проблемный вопрос (ситуация) Целеполагание Цель, задачи Теоретическая часть Историческая справка, международное положение, ситуация внутри страны, в мире, экономическое положение и т.п. Терминология, методы исследования (проектирования), инструменты и материалы. (использовать индивидуально, при наличии таковых) Практическая часть Описание хода выполнения проекта, этапы работы, создание продукта Выводы, заключение Достигнута ли поставленная цель. Рефлексия Список литературы. Ссылки на интернет источники. Композиция, ее монтаж Приложения Выкройки, схемы, макеты, таблицы, расчеты и т.п. - Постановка проблемы. - Полный калейдоскоп событий. Содержание Информация - Содержание раскрывает цель и задачи исследования, проекта - Достоверность (соответствие информации действительности, истинность). - Ссылки и обоснования (наличие ссылок, сведений о происхождении информации). - Разностороннее рассмотрение исследуемого вопроса. - Разумная достаточность. Текст - Последовательность и логичность. - Доступность и однозначность (текст должен быть понятен, значение новых терминов должно быть разъяснено). -Лаконичность (текстовое изложение должно быть максимально кратким) - Завершенность (содержание каждой части текстовой информации Оформление должно быть логически завершено). - Грамотность письменной речи. Шрифт для названия темы проекта - 18 Times New Roman Шрифт для заголовков - 16 Times New Roman Ш рифт для текста - 14 Times New Roman Ш рифт для текста черного цвета. Шрифт для заголовков и темы - в едином цветном формате. Объем не более 15 печатных листов А4. Приложение 1.1 Рекомендации к компьютерной презентации индивидуального проекта (уровень основного общего образования) Компьютерная презентация проектной работы не должна превышать 15 слайдов. Титульный лист презентации включает: полное наименование образовательной организации; сведения об авторе и руководителе проекта; год разработки проекта Текст слайдов должен быть информативным и содержать основную информацию по всем разделам проекта, расположенную в порядке представления каждого раздела. Слайды должны быть озаглавлены . Наглядность слайда может быть обеспечена при помощи анимации, цветовых эффектов, иллюстраций, графиков, схем, таблиц. Компьютерные презентации удобно создавать при помощи программы Microsoft Power Point. ВНИМАНИЕ! Не стоит увлекаться чрезмерным включением цветовых и анимационных эффектов, т.к. они отвлекают внимание слушателей от сути проекта. Приложение №2 Заявление обучающегося 9 класса на разработку индивидуального итогового проекта как формы промежуточной аттестации Директору МБОУ «Новокурская ООШ» Андросовой Н.М. ФИО обучающегося 9 класса заявление Прошу Вас утвердить выбранный мною для разработки формат индивидуального итогового проекта как формы промежуточной аттестации в 20_____ году. Тема проекта_______________________________________________ _______________________ Тип проекта Руководитель проекта_____ (ФИО, должность) Сроки выполнения проекта Дата_____________________ (подпись) (расшифровка подписи) Приложение №3 Индивидуальный план выполнения проекта. Этапы Виды деятельности Планируемая Дата Подпись дата исполнения Подготовка Планирование Процесс проектирования Итог Защита Выбор темы учебного проекта и тем исследований обучающихся Разработка основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы Формулировка задач, которые следует решить. Выбор средств и методов решения задач. Определение последовательности и сроков работ Самостоятельная работа Оформления записки, плакатов и ДРДостигнутый результат Оформление Паспорт проекта Название проекта Руководитель проекта Автор проекта_______ Учебная дисциплина _ Тип проекта_________ Цель работы _________ Задачи работы Вопрос проекта фактически руководителя Краткое содержание проекта Результат проекта (продукт) Приложение №4 Критерий Оценочный лист руководителя Уровни сформированное™ навыков проектной деятельности Базовый Способность и инициативность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем Повышенный Работа в целом Работа в целом свидетельствует о свидетельствует о способности самостоятельно способности самостоятельно с опорой на помощь ставить проблему и руководителя ставить находить пути ее решения; проблему и находить пути продемонстрировано ее решения; свободное владение продемонстрирована логическими операциями, способность приобретать новые знания и осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного (1 балл) Сформированность предметных знаний способов действий и навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы (2 балла). Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В Продемонстрировано в ходе работы над проектом свободное владение работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствовали грубые ошибки (1 балл). предметом проектной деятельности. Грубые ошибки отсутствовали, неточности имели место б ы ть , либо отсутствовали (2 балла). Сформированность регулятивных действий Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца, некоторые этапы выполнялись при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося (1 балл). Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно (2 балла). Ответственность В процессе работы над проектом учащийся продемонстрировал неустойчивую динамику отношения к выполняемой работе, консультирование и решение вопросов, связанных с работой над проектом практически всегда являлось инициативой руководителя (1 балл). В процессе работы над проектом учащийся продемонстрировал устойчивую динамику отношения к выполняемой работе, консультирование и решение вопросов, связанных с работой над проектом практически всегда являлось инициативой учащегося (2 балла). степень включенности учащегося в проект не превышает 50%. степень самостоятельности учащегося при реализации задач проекта составляет примерно 70 %. (2 балла). (1 балл). Приложение №5 Оценочный лист членов аттестаг^ионной комиссии при защите индивидуальных проектов Показатели Критерий Сформированность коммуникативных действий • • • Привлечение знаний из других областей учащийся ясно и логично излагает и оформляет выполненную работу, представляет ее результаты; аргументированно отвечает на вопросы, доказывая свою позицию; адекватно использует терминологическускую базу, доказывая понимание сути основополагающего вопроса и понимание исследуемой проблемы; проявляет обдуманность в суждениях, демонстрирует сдержанность и осознанность в проявлении эмоций, показывает устойчивость эмоциональных состояний, имеет выраженную способность к прогнозированию. (1-5 баллов) учащийся демонстрирует изучение основополагающего вопроса с точки зрения различных предметных областей (1-3 балла) Эстетика оформления проведенного проекта Работа оформлена в соответствии требованиями (1-5 баллов) с Приложение 6. Рефлексивный лист самооценки Ф.И.О. учащ егося_____________________________________________________________ _______ Инструкция для выполнения самоанализа и самооценки ученика в виде рефлексивного текста (для учащегося) Уважаемый ученик! Предлагаю тебе оценить свой проект и исследовательскую работу над ним, отвечая на написанные вопросы. Постарайся, чтобы твои ответы были точными и полными, объясняй свое мнение, позицию. 1. Что в твоей работе удалось лучше всего? 2. Удачно ли ты распределил время, выполняя проект? 3. Что для тебя было самым трудным в работе над проектом? 4. Доволен ли ты презентацией своего продукта? 5. Считаешь ли ты необходимым улучшить (доработать свой проект)? 6. Какие эмоции, чувства ты испытал, работая над проектом? 7. За что бы ты сам себя похвалил после завершения проекта и его презентации? 8. Какую пользу ты извлек для себя, работая над проектом? 9. Хотел бы ты, чтобы этот или похожий проект был повторен через какое-то время? 10. На что ты потратил наибольшее количество времени? 15 П рилож ение № 7 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новокурская основная общеобразовательная школа» П ротокол защ иты итоговы х индивидуальны х проектов. Д ата проведения______________________________ № п/п Ф.И.О. Т ем а учащ егося. проекта. Руководитель проекта Отметка. / П редседатель ком иссии / /подпись/ /Ф .И .О ./ / / Секретарь комиссии /подпись/ /Ф .И .О ./ Ч лен комиссии / / /подпись/ /Ф .И .О ./ П рилож ение № 8 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новокурская основная общеобразовательная школа» С ЕРТ И Ф И К А Т по результатам защ иты индивидуального проекта. В ы пускник 9 класса (Ф. И. О. в ы п у с к н и к а ) защ итил проект__________________________________________________________ (название проекта) ( дата) П редседатель комиссии___________________________________ ________________ (подпись, расш иф ровка подписи) 16