Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новокурская основная общеобразовательная школа »
Рассмотрено на заседании
Утверждаю:
методического
И.О. директора школы
объединения
_____________________ Е. К. Горева
Протокол №
Приказ № ________
от__________________2024г.
От «_____» _______________ 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
3 класс
Титова Татьяна Петровна,
высшая квалификационная категория
- 2024 -
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
(общеинтеллектуальное направление)
3 класс
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов «Функциональная
грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, требования к основной
образовательной программе начального общего образования.
Программа «Функциональная грамотность» составлена на основе авторского
курса программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторы-составители
М.В. Буряк, С.А. Шейкина).
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные
и психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Программа разбита на шесть блоков: «Читательская грамотность»,
«Математическая грамотность», «Финансовая грамотность», «Глобальные компетенции»,
«Креативное мышление» и «Естественно-научная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие
способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них,
использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и
возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и
буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование
прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у
обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они
живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать
математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие
экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения
в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения
полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики
семьи.
Цель изучения блока «Глобальная компетентность» изучать местные, глобальные
проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные
точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а
также действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и
коллективного благополучия.
Цель изучения блока «Креативное мышление» - умение человека использовать свое
воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания,
решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. Креативное мышление
способствует критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является
формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для
выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с
помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и
экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех
изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия
соответствующих решений.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»
рассчитана на 135 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю. Срок реализации
4 года (1-4 класс):
1 класс – 33 часа
2 класс – 34 часа
3 класс – 34 часа
4 класс – 34 часа
В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и
естественнонаучной грамотности, во 2 полугодии - по формированию математической
финансовой грамотности. Если учитель считает необходимым, последовательность
проведения занятий можно изменить.
Формы организации занятий:
• Предметные недели;
• Библиотечные уроки;
• Деловые беседы;
• Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
•
Практические упражнения
Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья
осуществляется на основе адаптированных общеобразовательных программ
начального общего образования при одновременном сохранении коррекционной
направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые
изменения в структурировании содержания, специфические методы, приемы работы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных
результатов.
Личностные результаты изучения курса:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над
проектами и исследованиями;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
-овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать правильность
выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в
речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
(на уровне одного предложения или небольшого текста);
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни;
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
-умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с
поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных
явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
- способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого
познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказывать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и
размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
- понимание и правильное использование финансовых терминов;
- представление о семейных расходах и доходах;
- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
- представление о различных видах семейных доходов;
- представление о различных видах семейных расходов;
- представление о способах экономии семейного бюджета.
Предметные результаты изучения блока «Глобальная компетентность»:
- способность рассматривать вопросы и ситуации местного, глобального и
межкультурного значения (например, бедность, экономическая взаимозависимость,
миграция, неравенство, экологические риски, конфликты, культурные различия и
стереотипы);
- овладение навыками и взглядами, необходимыми для жизни во взаимосвязанном мире; способность использовать знания о мире и критически мыслить при рассуждении о
глобальных событиях;
- способность задавать вопросы, анализировать информацию, объяснять явления и
вырабатывать собственную позицию;
- способность находить, анализировать и критически оценивать сообщения СМИ;
- способность понимать и ценить различные точки зрения и мировоззрения;
- способность наладить позитивное взаимодействие с людьми разного национального,
этнического, религиозного, социального или культурного происхождения или пола.
Предметные результаты изучения блока «Креативное мышление»:
- умение генерировать новые идеи на основе существующей информации, например,
текста или изображения;
- практика в творчестве, создавая, например, продолжение или альтернативное окончание
любимой сказки;
- стимулирование развития воображения и фантазии, творческую активность детей.
Содержание программы 3 класс (34 ч)
№
п/п
Раздел
1
Читательская
грамотность
2.
Итого
Естественнонаучная
грамотность
Итого
3.
Финансовая
грамотность
Колво
часов
1
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
Содержание
Формы внеурочной
деятельности
Про дождевого червяка.
Кальций.
Сколько весит облако?
Хлеб, всему голова.
Про мел.
Про мыло.
История свечи.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения
Дождевые черви.
Полезный кальций.
Про облака.
Про хлеб и дрожжи.
Интересное вещество мел.
Чем интересно мыло и как
оно «работает»?
Про свечи.
Волшебный Магнит.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения
Что такое «бюджет»?
Семейный бюджет.
Откуда в семье берутся
деньги? Зарплата.
Пенсия и социальные
пособия.
Наследство, вклад
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения.
1
4.
Итого
Математическая
грамотность
7
1
1
1
1
1
1
1
1
5.
6.
Итого
Глобальная
компетентность
8
1
1
Итого
2
1
1
Креативное
мышление
Итого
Итого
2
34
выигрыш.
На что тратятся семейные
деньги? Виды расходов.
Как сэкономить семейные
деньги?
Расходы и доходы
бюджета.
Планируем семейный
бюджет.
Подсчитываем семейный
доход.
Пенсии и пособия.
Подсчитываем случайные
(нерегулярные) доходы.
Подсчитываем расходы.
Расходы на обязательные
платежи.
Подсчитываем
сэкономленные деньги.
Комплексное задание
«Говорим на одном
языке».
Комплексное задание
«Выбрасываем продукты
или голодаем?»
История со словом
«почта».
Рассказы по картинкам.
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические
упражнения
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»
3 класс
№
п/п
Наименование
разделов и тем
Кол-во
часов
1
Про дождевого
червяка.
1
2
Кальций.
1
3
Сколько весит
облако?
1
Дата
План
Факт
Программное
содержание
Характеристика деятельности обучающихся
Читательская грамотность
Тип текста.
– Определять тип текста;
Содержание научно– дополнять предложение словами из текста;
познавательного
– определять периоды развития дождевого червя на основе теста;
текста.
– объяснять, почему дождевые черви – это настоящие сокровища,
живущие под землёй;
– определять на основе теста способ питания дождевых червей;
– находить предложение, соответствующее рисунку;
– выбирать утверждения, соответствующие тексту;
– составлять вопрос по содержанию текста;
– называть дополнительные вопросы, ответов на которые нет в
тексте.
Содержание научно– Работать с кластером;
познавательного
– Дополнять предложение словами из текста;
текста.
– определять, что такое минерал;
– называть стройматериалы, содержащие кальций;
– объяснять значение слова;
– выбирать утверждения, которые соответствуют прочитанному
тексту;
– составлять предложения по рисунку;
– составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на
составленный вопрос.
Тип текста. Главная
– Определять тип текста;
мысль текста.
– определять, что вынесено в заглавие – тема или главная мысль;
Содержание текста
– находить ответ на вопрос в тексте;
– объяснять значение слова;
– дополнять предложения;
– выбирать вопросы, на которые можно найти ответы в тексте;
4
Хлеб, всему
голова.
1
Тип текста. Главная
мысль текста.
Содержание текста
5
Про мел.
1
Главная мысль текста.
Содержание текста.
6
Про мыло.
1
Содержание научнопознавательного
текста.
– дополнять план текста;
– рассказывать о прочитанном произведении;
– составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на
составленный вопрос;
– определять название книг с достоверными сведениями.
– Определять тип текста;
– определять, что вынесено в заглавие – тема или главная мысль;
– записывать пословицы о хлебе;
– записывать предложение, которое соответствует рисунку;
– находить ответ на вопрос в тексте;
– объяснять значение слова;
– рассказывать о прочитанном произведении;
– составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на
составленный вопрос;
– работать с толкованием слова;
– определять порядок следования предложений;
– называть хлебобулочные изделия.
– Заполнять кластер о происхождении мела;
– составлять вопрос по готовому ответу;
– давать определение слова;
– работать с толковым словарём;
– работать с толкованием слова;
– соединять части предложений и определять их порядок;
– составлять план текста в виде вопросов;
– составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на
составленный вопрос.
– Дополнять предложение;
– давать определение слова;
– работать с толковым словарём;
– соединять части предложений и определять их порядок;
– находить в тексте предложение, которое соответствует рисунку;
– находить в тексте предложение по заданному условию;
– дополнять текст по заданному условию;
– определять даты принятия гербов.
7
История свечи.
1
8
Дождевые
черви.
1
9
Полезный
кальций.
1
10
Про облака.
1
11
Про хлеб и
дрожжи.
1
Содержание научнопознавательного
текста.
– Давать определение слова;
– записывать ответ на поставленный вопрос;
– определять слово по его лексическому значению;
– называть вещества, которые используют при изготовлении
свечей;
– выбрать вопросы, на которые можно найти ответ в тексте;
– составлять вопросы и находить ответы в тексте;
– соединять части предложений и определять их порядок;
– заполнять кластер по рисункам на основе прочитанного текста;
– называть правила безопасности при использовании свечей;
– рассказывать о прочитанном произведении;
– отвечать на поставленный вопрос.
Естественно-научная грамотность
Дождевые черви
– Называть части тела дождевого червя;
– объяснять, какую роль играют щетинки в жизни животного;
– рассказывать, чем питается дождевой червь;
– объяснять, почему во время дождя дождевые черви выползают на
поверхность земли;
– наблюдать, как дождевые черви создают плодородную почву;
– заполнять таблицу-характеристику на дождевого червя.
Кальций
– Заполнять таблицу;
– дополнять предложение;
– определять с помощью опытов, что происходит с костями и
скорлупой яйца, если из них удалить кальций;
– составлять суточное меню с молочными продуктами;
– дописывать вывод о необходимости кальция для организма.
Облака
– С помощью опыта показывать образование облаков;
– объяснять, почему облака увеличиваются в размере;
– называть явления природы;
– называть виды облаков;
– определять погоду по облакам.
Дрожжи. Хлеб.
– Называть внешние признаки сходства и различия ржи и пшеницы;
– описывать внешний вид ржаного и пшеничного хлеба;
12
Интересное
вещество мел.
1
Мел.
13
Чем интересно
мыло и как оно
«работает»?
1
Мыло
14
Про свечи.
1
Свеча
15
Волшебный
Магнит.
1
Магнит
– определять наличие дырочек в хлебобулочных изделиях;
– давать определение слову «дрожжи»;
– проводить опыт, показывающий влияние температуры на процесс
брожения;
– проводить опыт, показывающий влияние сахара на процесс
брожения;
– проводить опыт, доказывающий образование углекислого газа
при брожении;
– проводить опыт, доказывающий, что вкус и качество хлеба зависят
от выдержки теста.
– Определять внешние признаки мела;
– доказывать, что мел не растворяется в воде;
– называть, из чего состоит мел;
– доказывать, что мел содержит карбонат кальция;
– определять состав мела;
– называть области применения мела.
– Называть виды мыла;
– исследовать мыло в сухом виде;
– показывать, что при намокании мыла появляется пена;
– проводить опыт, доказывающий, что мыло очищает воду от
масла;
– проводить опыт, доказывающий, что мыло уменьшает
поверхностное натяжение воды;
– исследовать с помощью лупы мыльные пузыри;
– доказывать, что мыльные пузыри образуются из жидкого мыла.
– Рассказывать о строении свечи;
– рассказывать о зонах пламени свечи;
– объяснять, почему гаснет свеча;
– объяснять, почему внутри ёмкости поднимается вода;
– объяснять, почему происходит возгорание дыма.
– Называть виды магнитов;
– определять опытным путём, какие предметы притягивает магнит;
– доказывать с помощью опыта, что магнитная сила действует
через стекло и другие предметы;
16
17
Комплексное
задание
«Говорим на
одном языке».
Комплексное
задание
«Выбрасываем
продукты или
голодаем?»
1
1
18
Что такое
«бюджет»?
1
19
Семейный
бюджет.
1
20
Откуда в семье
берутся деньги?
Зарплата.
1
– показывать с помощью опыта, что магнит может намагничивать
металлические предметы;
– рассказывать о том, что магнит имеет два полюса;
– показывать с помощью опыта, как можно создать компас.
Глобальная компетентность
«Говорим на одном
- способность рассматривать вопросы и ситуации местного,
языке».
глобального и межкультурного значения (например, бедность,
экономическая взаимозависимость, миграция, неравенство,
экологические риски, конфликты, культурные различия и
стереотипы)
«Выбрасываем
- овладение навыками и взглядами, необходимыми для жизни во
продукты или
взаимосвязанном мире; - способность использовать знания о мире и
голодаем?»
критически мыслить при рассуждении о глобальных событиях
Финансовая грамотность
Федеральный бюджет, – Понимать и правильно использовать финансовые термины:
уровни бюджета,
«бюджет», «налоги»; «дефицит», «профицит»;
дефицит, профицит.
– понимать, из каких уровней состоит бюджетная система России;
– объяснять, откуда берутся деньги в госбюджете и куда они
расходуются;
– выдвигать свои предположения и уметь аргументировать свой
ответ;
– уметь слушать и слышать собеседника.
Семейный бюджет,
– Объяснять значение понятия «семейный бюджет»;
доходы и расходы.
– понимать, как в семье появляются доходы;
– делить расходы на «обязательные», «желаемые и
«непредвиденные»;
– заполнять кластер;
– формулировать высказывание в устной и письменной речи на
заданную тему.
Понятие заработной
– Понимать и правильно использовать финансовые термины:
платы, виды
«заработная плата», «фиксированная зарплата», «аванс», «премия»
зарплаты.
и «гонорар»;
– анализировать данные, представленные в виде графика;
– приводить примеры различных профессий;
21
Пенсия и
социальные
пособия.
1
Пенсия, досрочная
пенсия, пособия для
разных категорий
граждан.
22
Наследство,
вклад выигрыш.
1
Наследство, вклад,
выигрыш.
23
На что тратятся
семейные
деньги? Виды
расходов.
1
Классификация
расходов по
различным
основаниям.
24
Как сэкономить
семейные
деньги?
1
Виды обязательных
платежей.
25
История со
словом «почта».
Рассказы по
картинкам.
1
26
1
– объяснять, отчего может зависеть размер заработной платы.
– Понимать и правильно использовать финансовые термины:
«пенсия», «досрочная пенсия», «пособие»;
– на доступном для третьеклассника уровне определять основание
для назначения досрочной пенсии;
– называть пособия, которые получают граждане нашей страны;
– определять, какие пособия относятся к регулярным, а какие – к
эпизодическим.
–– Понимать и правильно использовать финансовые термины:
«случайный доход», «выигрыш», «клад», «наследство» и
«движимое и недвижимое имущество»;
– понимать, что выигрыш облагается налогом;
– иметь представления о налогах, которые человек должен
заплатить от доходов, полученных в виде выигрыша;
– понимать, как должен поступить человек, нашедший клад;
– называть предметы, которые человек может получить в
наследство.
–– Понимать и правильно использовать финансовые термины:
«обязательные расходы», «желаемые расходы», «непредвиденные
расходы»,
«текущие расходы», «капитальные расходы», «чрезвычайные
расходы», «ежемесячные расходы», «ежегодные расходы»,
«сезонные расходы», «разовые расходы»,
– определять, к какой группе относятся те или иные расходы.
– Понимать и правильно использовать финансовые термины:
«коммунальные платежи», «тариф», «штрафы», «налоги»;
– объяснять, почему обязательные платежи нужно платить вовремя;
– на примере различных ситуаций определять вид обязательного
платежа.
Креативное мышление
Почта
- умение генерировать новые идеи на основе существующей
информации, например, текста или изображения;
- практика в творчестве, создавая, например, продолжение или
Рассказы по
альтернативное окончание любимой сказки;
картинкам.
27
Расходы и
доходы
бюджета.
1
28
Планируем
семейный
бюджет.
1
29
Подсчитываем
семейный
доход.
1
30
Пенсии и
пособия.
1
31
Подсчитываем
случайные
(нерегулярные)
1
- стимулирование развития воображения и фантазии, творческую
активность детей.
Математическая грамотность
Сравнение доходов и – Определять дефицитный и профицитный бюджет;
расходов. Дефицит и
– анализировать данные, представленные на инфографике, и на
профицит.
основе этих данных заполнять таблицу;
– выполнять вычисления по таблице;
– выполнять сложение и вычитание многозначных чисел;
– составлять задачу по предложенному решению;
– формулировать вопрос задачи.
Доходы и расходы в
– анализировать данные, представленные в таблице, и по этим
семейном бюджете.
данным выполнять необходимые вычисления;
– выполнять сложение и вычитание многозначных чисел, деление
круглого числа на однозначное;
– анализировать данные столбчатой диаграммы;
– выполнять умножение двузначного числа на однозначное путём
сложения одинаковых слагаемых;
– выполнять чертёж к задаче и записывать её решение.
Семейный доход в
– Анализировать график и по данным графика заполнять таблицу;
таблице, на
– выполнять сложение круглых многозначных чисел;
диаграмме.
– находить с помощью калькулятора среднее арифметическое;
– сопоставлять таблицу и круговую диаграмму;
– анализировать данные таблицы и на основе этих данных
дополнять недостающие подписи на круговой диаграмме;
– самостоятельно составлять круговую диаграмму.
Прожиточный
– Анализировать данные, представленные в таблице;
минимум,
– выполнять сложение и вычитание многозначных чисел;
минимальная пенсия, – анализировать данные, представленные в виде гистограммы;
пособия.
– вычислять, на сколько увеличилась пенсия за определённый
период;
– заполнять таблицу на основе текстового материала;
– подсчитывать доход семьи от детских пособий.
Налог на выигрыш,
– Определять, с какой суммы и в каком размере нужно платить
доход от выигрыша в налог с выигрыша;
лотерею.
– подсчитывать, чему равен реальный доход от выигрыша в
доходы.
лотерею;
– под руководством учителя с помощью калькулятора находить
процент от числа.
– Анализировать данные инфографики;
– находить в таблице информацию, необходимую для выполнения
задания;
– подсчитывать расходы на питание и определять, какую часть от
семейного дохода они составляют;
– подсчитывать, какую часть семья откладывает на
непредвиденные расходы.
32
Подсчитываем
расходы.
1
Обязательные и
непредвиденные
расходы.
33
Расходы на
обязательные
платежи.
1
Обязательные
платежи
– Определять, какие налоги должна платить семья;
– анализировать данные диаграммы и на основе этих данных
заполнять таблицу;
– подсчитывать ежемесячные обязательные расходы;
– пользоваться калькулятором;
– объяснять причину уменьшения или увеличения обязательных
платежей;
– выполнять сложение и вычитание многозначных чисел.
34
Подсчитываем
сэкономленные
деньги.
1
Экономия семейного
бюджета.
– Под руководством учителя решать составные задания на
нахождения количества сэкономленных денег;
– объяснять, что такое «скидка в 25%»;
– определять, на сколько стал дешевле товар со скидкой;
– находить часть от числа.
Итого: 34