Рабочая программа по внеурочной деятельности Умники и умницы для 2 класса

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новокурская основная общеобразовательная школа »

Рассмотрено на заседании
методического объединения
протокол № 1

Утверждаю
директор________
приказ № 96
от 28 .08. 2024 г.

от «28.08.» 2024 г.

Календарно-тематическое планирование
По внеурочной деятельности «Умники и умницы»
для

2

кл.

Ф.И.О. учителя
Н.М.Андросова

Общая характеристика
Цели программы: создать условия для формирования интеллектуальной активности;
расширить и углубить знания по математике и русскому языку.
Задачи программы:
-способствовать расширению кругозора;
-развивать мотивацию к познанию и творчеству;
-развивать любознательность, сообразительность при выполнении разнообразных заданий
проблемного и эвристического характера;
-формировать логическое и творческое мышление, речь учащихся;
-воспитывать чувства справедливости, ответственности;
-обучать младших школьников работе с различными источниками информации;
-развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу.
Отличительные особенности программы:
В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний: русского
языка, литературы, математики, окружающего мира. Особое внимание обращено на
развитие логического мышления младших школьников. В основе заданий, которые
предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного
материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал.
Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто
активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают,
составляют. Практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических
и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов,
кроссвордов, головоломок, сказок, заинтересовывают детей.
При этом идет развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать,
синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить. Также
развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный
запас.
Основные виды деятельности:
-решение логических задач по разным отраслям знаний;
-работа с различными источниками информации;
-составление собственных логических задач, ребусов, головоломок.
Предполагаемые результаты:
-повышение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
-формирование умения самостоятельно работать с дополнительными источниками
информации;
-развитие коммуникативной компетентности детей.
Формы проверки результативности занятий:
-выпуск книг-самоделок собственных логических заданий;
-подготовка и проведение детьми "Минуток смекалки" на уроках;
-участие в интеллектуальных играх.
Формируемые УУД
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих
умений:
• определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для
всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
• в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на
общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других
участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
• определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий;
• учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией рабочей тетради;
• учиться работать по предложенному учителем плану;
• учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
• учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
• ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя;
• делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
• добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
• перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса;
• перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие
математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства,
плоские геометрические фигуры;
• преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять
математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей
(предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и
формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных,
рисунков, схематических рисунков, схем);
• находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей
(предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
• донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
• слушать и понимать речь других;
• читать и пересказывать текст;
• совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать
им;
• учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих
умений.
• описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
• выделять существенные признаки предметов;
• сравнивать между собой предметы, явления;
• обобщать, делать несложные выводы;
• классифицировать явления, предметы;
• определять последовательность событий;
• судить о противоположных явлениях;
• давать определения тем или иным понятиям;
• определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
• выявлять функциональные отношения между понятиями;
• выявлять закономерности и проводить аналогии.
•

Материал каждого занятия рассчитан на 35-40 минут. Во время занятий у ребенка
происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки.
Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся,
исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к
данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из
системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и
развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания
задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что
привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых
задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать,
принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи
определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как
осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых
шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи
определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как
осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых
шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная
проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации
самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо
развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за
счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение
самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и
старательностью,
В программе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети,
участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся
подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим,
различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это
позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и
тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут
быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы
повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и
решаемых задач.
Содержание программы
В основе построения программы лежит принцип разнообразия творческопоисковых задач. Методы и приемы организации деятельности третьеклассников
ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности,
на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.
Большое внимание уделяется проверке самостоятельно выполненных заданий, их
корректировке, объяснению причин допущенных ошибок, осуждению различных
способов поиска и выполнения того или иного задания.
Задания открывают широкие возможности для развития у учеников
наблюдательности, воображения, логического мышления.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим.
Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объем материала,
наращивается темп выполнения заданий.
Развитие восприятия.
Развитие слуховых,
осязательных ощущений.
Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение
ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие
восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного
и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические
игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной,
смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты
запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные
упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение
объёма устойчивости, концентрации внимания.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки
разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание
предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять
главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и
различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций:
анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и
существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических
задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было
обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся.
Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки.
Содержание программы
Раздел 1. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и
мышления.
Раздел 2. Развитие познавательных процессов: восприятия, мышления, воображения,
слуховой и зрительной памяти, внимания, речи.
• Развитие концентрации внимания. Задачи - шутки. Тренировка внимания. Развитие
мышления.
• Мозговая гимнастика. Мишуткина академия Развитие мышления.
• Обогащение словарного запаса,развитие речи.". Развитие мышления.
• Развитие аналитических способностей. "Цифровые слоговицы".Совершенствование
мыслительных операций.
• Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по
образцу.
• Развитие логического мышления. Игра "Шапка для размышлений".
• Развитие концентрации внимания. "Расшифруй". Тренировка внимания. Развитие
мышления.
• Развитие логического мышления. "Шарады". Логические задачи на развитие
способности рассуждать.
• Совершенствование
мыслительных операций. "Продолжи ряд", "Найди
закономерность".
Раздел 3. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения,
классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе
развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения
дидактических игр.
• Развитие быстроты реакции". Слушай и считай".

Тренировка внимания". Угадывание полученных чисел".
• Тренировка слуховой памяти. "Лишнее слово".
• Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей.
5. Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления.
"Магические квадраты".
6. Развитие быстроты реакции. "По порядку становись!"
7. Развитие концентрации внимания. "Рисуем с помощью треугольников".
8. Тренировка внимания. "Рисуем с помощью кругов".
9. Тренировка слуховой памяти. Игра "На одну букву".
10. Тренировка зрительной памяти. "Какие это буквы".
11. Развитие логического мышления. Собери по частям.
12. Тренировка внимания. "Сколько зверей и птиц".
Раздел 4. Выявление уровня развития внимания, восприятия воображения, памяти и
мышления на конец учебного года.
• Игра "Внимание". Совершенствование мыслительных операций.
• Игра "Фантазёр". Совершенствование воображения.
• Выявление уровня развития памяти и мышления на конец учебного года.
•

Тематическое распределение часов

№
1.
2.
3.

4
Итого:

Название раздела

Кол-во
часов.
восприятия, 1ч.

Выявление уровня развития внимания,
воображения, памяти и мышления.
Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания.
13ч.
Развитие мышления.
Формирование основных мыслительных операций: анализа, 18ч.
синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения
выделять главное и существенное на основе развивающих
заданий и упражнений, путем решения логических задач и
проведения дидактических игр.
Выявление уровня развития внимания, восприятия 2ч.
воображения, памяти и мышления на конец учебного года.
34ч.

Календарно - тематическое планирование 2 класс
№ занятия
Тема занятия
Дата
п/п
(план)
1.
Выявление уровня развития внимания, восприятия,
воображения, памяти и мышления. Графический
диктант (вводный урок)
2.
Развитие концентрации внимания. Задачи - шутки.
Тренировка внимания. Развитие мышления.
3.
Мозговая гимнастика. Мишуткина академия.
Развитие мышления.
4.
Тренировка речи.Копилка занимательных
заданий.Развитие мышления.
5.
Развитие аналитических способностей. "Игротека»
Совершенствование мыслительных операций.
6.
Совершенствование воображения. Задания по
перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.
7.
Развитие логического мышления. Игра "Шапка для
размышлений".
8.
Развитие концентрации внимания. "Расшифруй".
Тренировка внимания. Развитие мышления.
10.
Развитие логического мышления. "Шарады".
Логические задачи на развитие способности
рассуждать.
11.
Тренировка зрительной памяти. "Общее окончание".
Логические задачи на развитие умения рассуждать.
05.09

Дата
(факт)

12.
13.

14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.

34.

Совершенствование воображения. Рисуем по
образцу.
Совершенствование мыслительных операций.
"Продолжи ряд", "Найди закономерность"

Поиск закономерностей. "Числа и фигуры".
Развитие быстроты реакции". Слушай и считай".
Тренировка внимания". Угадывание полученных
чисел".
Тренировка слуховой памяти. "Лишнее слово".
Тренировка зрительной памяти. "Сумма закрытых
чисел".
Развитие логического мышления. Обучение поиску
закономерностей.
Совершенствование воображения. Развитие
артистическиз способностей Об именах»
Развитие быс»троты реакции. "По порядку
становись!"
Развитие концентрации внимания. "Рисуем с
помощью треугольников".
Тренировка внимания. "Рисуем с помощью кругов".
Тренировка слуховой памяти. «О русских
фамилиях»
Тренировка зрительной памяти. "Какие это буквы".
Развитие логического мышления. «Русские
пословицы и поговорки»
Совершенствование воображения.
Развитие быстроты реакции. "Найди слова"
Развитие концентрации внимания.
Тренировка внимания. "Сколько зверей и птиц".
Тренировка слуховой памяти.
Запоминаем словарные слова.
Тренировка зрительной памяти.
Игра "Внимание". Совершенствование
мыслительных операций.
Игра "Фантазёр". Совершенствование воображения.


Наверх

Положение о Советнике директора по взаимодействию с детьми МБОУ Новокурская ООШ Положение о штабе воспитательной работы МБОУ Новокурская ООШ

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».