Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новокурская основная общеобразовательная школа » Рассмотрено на заседании методического объединения протокол № _1_ Утверждаю директор________ приказ № ___ от «___»____2024 г. от «___»____2024 г. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовая граммотность» для 4 класса Ф.И.О. учителя__Арефьева С.А.________ квалификационная категория _первая___ Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» создана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Количество часов по учебному плану МБОУ «Новокурская ООШ» на 2024/2025 учебный год: 1 час в неделю, всего 34 часа Программа предназначена для детей младшего школьного возраста. Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам экономической и предпринимательской деятельности. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и необходимость применения экономических знаний в окружающей жизни. Цель: - формирование экономического образа мышления обучающихся, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономики. Задачи: - познакомить с историей возникновения денег, их видами и функциями, а также ролью денег в семейной и общественной жизни; - анализировать структуру семейных доходов и расходов, определять уровень жизни семьи на основании бюджета, оценивать финансовую устойчивость своего домохозяйства, планировать семейный и личный бюджет, планировать сбережения; - формировать умение получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; - формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения. - развивать творческие способности обучающихся, интерес к исследовательской деятельности. Ценностные ориентиры программы Ценность данной программы в том, что она направлена на развитие способностей обучающихся в области финансов, повышает мотивацию к учебному процессу, расширяет круг интересов обучающихся и их кругозор. Обучение финансовой грамотности целесообразно начинать на начальных ступенях образовательной системы. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Обучающиеся 4 класса вполне способны воспринять финансовые понятия, изложенные простым языком и на доступных примерах, а также закрепить на практических занятиях. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать многих ошибок по мере взросления, направлено на приобретение финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни. Планируемые результаты освоения программы Личностные результаты - осознание себя как члена семьи, общества и государства; - овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений; - развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях. Метапредметными результатами изучения программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные: - понимание цели своих действий; - составление простых планов с помощью учителя; - проявление познавательной и творческой инициативы; - оценка правильности выполнения действий; - адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей. Познавательные: - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; - использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; - овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; - овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями. Коммуникативные: - составление текстов в устной и письменной формах; - умение слушать собеседника и вести диалог; - умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; - умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; - умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметные результаты - понимание и правильное использование экономических терминов; - представление о роли денег в семье и обществе; - умение характеризовать виды и функции денег; - знание источников доходов и направлений расходов семьи; - умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет; - определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения; - проведение элементарных финансовых расчётов. Программа реализуется через следующие формы занятий: - образно-ролевые игры - исследовательская и творческая деятельность - практикум - дискуссия, обсуждение. Содержание программы Основные содержательные линии курса: - деньги, их история, виды, функции; - семейный бюджет. Деньги, их история, виды, функции (18 ч) Как появились деньги (4 ч) Как появились деньги. Бартерный обмен. Товарные деньги облегчают процесс обмена. Основными товарными деньгами становятся драгоценные металлы, из которых позже делаются монеты. Появление бумажных денег. Покупательная сила денег. Основные понятия Бартер. Деньги. Товарные деньги. Благородные металлы. Виды денег и их функции (14 ч) История монет. Монеты чеканили из благородных металлов. Появление первых монет появились в Лидийском царстве. На Руси монеты появились в Х веке. Основные понятия Аверс. Реверс. Гурт. Гербовая царская печать. Ауреус. Гривна. Рубль. Копейка. Полушка. Алтын. Деньга. Пятак. Гривенник. Двугривенный. Полтинник. Червонец. Дукат. «Орёл», «Решка». Бумажные деньги. Монеты и купюры являются наличными деньгами. В России бумажные деньги появились в XVIII веке при Екатерине II. Какие бывают купюры. Защита бумажных денег от подделок. Кто такие фальшивомонетчики. Основные понятия Монеты. Купюры. Номинал. Покупательная сила. Бумажные деньги. Наличные деньги. Безналичные деньги. Ассигнации. Водяные знаки. Фальшивомонетчики. Безналичные деньги. Банки хранят сбережения и выдают кредиты. Вкладчики получают от банка деньги (процентные платежи), а заёмщики банку платят. Современные банки используют пластиковые карты. Основные понятия Банк.Сбережения.Кредит.Вклад.Вкладчик.Заёмщик.Меняла.Плательщик.Получатель. Безналичные денежные расчёты. Банковские карты. Банкоматы. Пин-код. Кредитные карты. Валюта—денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты. Национальной валютой России является рубль. Что такое резервная валюта Основные понятия Валюта. Резервная валюта. Валютные резервы. Мировая валюта. Доллар. Евро. Фунт стерлингов. Иена. Швейцарский франк. Семейный бюджет (16 ч) Из чего складываются доходы в семье (5 ч) Основным источником дохода современного человека является заработная плата. Размер заработной платы зависит от профессии, сложности работы, отрасли. Государство устанавливает минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Доход также приносит предпринимательская деятельность. Государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным, выплачивая пенсии, стипендии, пособия. Основные понятия Доход. Зарплата. Клад. Выигрыш в лотерею. Премия. Гонорар. Минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Потребительская корзина. Прожиточный минимум. Пенсия. Стипендия. Наследство. Собственность. Ценные бумаги. Акции. Предпринимательская деятельность. Бизнес Расходы семьи (5 ч) Расходы семьи. Расходы можно разделить на необходимые, желательные и престижные. По срокам расходы делятся на ежедневные, ежемесячные, ежегодные, сезонные и переменные. Основные понятия Необходимые расходы. Питание. Одежда. Жильё. Коммунальные услуги. Обязательные расходы. Налоги. Долги. Штрафы. Желательные расходы. Престижные расходы. Ежемесячные расходы. Ежегодные расходы. Переменные расходы. Сезонные расходы. Как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал (2 ч) Бюджет – план доходов и расходов. Люди ведут учёт доходов и расходов, чтобы избежать финансовых проблем. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Если расходы превышают доходы, образуются долги. Для крупных покупок или для непредвиденных расходов надо делать сбережения. Когда приходится брать кредит и платить проценты. Основные понятия Семейный бюджет. Бюджет Российской Федерации. Сбережения (накопления). Долг. Риски потери денег и имущества, и как от этого защититься (4 ч) Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. Страхование. Как уберечься от мошенников. Основные понятия Риск. Страхование. Мошенничество. Тематическое планирование Название модуля Деньги, их история, виды, функции (18 ч.) Как появились деньги Виды денег и их функции Семейный бюджет (16 ч.) Из чего складываются доходы в семье Расходы семьи Как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал Риски потери денег и имущества, и как от этого защититься Количество часов 4 14 5 5 2 4 Итого: 34 Календарно - тематический план повнеурочной деятельности «Финансовая грамотность»в 4 классе,1час в неделю, 34 часа в год. № п/п По плану 1. 03.09 2. 3. 10.09 17.09 4. 24.09 5. 6. 01.10 08.10 7. 15.10 8. 22.10 9. 10. 11. 12. 05.11 12.11 19.11 26.11 13. 14. 29.11 03.12 15. 16. 10.12 17.12 17. 24.12 18. 14.01 19. 21.01 Дата По факту Тема Основные виды деятельности учащихся Деньги, их история, виды, функции (18ч). Как появились деньги Познакомиться с понятием Введение. Что такое финансовая финансовой грамотности грамотность? Познакомиться с Как появились деньги. терминами: бартер, Проблемы товарного обмена. Появление первых денег — товаров товарообмен, ликвидность, объяснять проблемы с высокой ликвидностью. бартерного обмена, История российских денег. описывать свойства предмета, играющего роль денег, познакомиться с историей российских денег Виды денег и их функции Перечислять виды денег, Какими бывают деньги. приводить примеры История монет. Свойства товарных денег, драгоценных металлов. Появление сравнивать преимущества и первых монет. недостатки разных видов Монеты на Руси. Устройство денег, решать задачи с монеты. История монет. Творческий проект денежными расчетами, работать над творческим «Монета, которую придумал Я» проектом. Сравнивать монеты и Купюры. купюры, рассматривать Современные российские купюры. изображения на российских Современные российские купюры. купюрах, Купюры. Исследовательский объяснять, почему проект «Защита купюр от бумажные деньги могут подделок». обесцениваться, Безналичные деньги и платежи. объяснять, почему Банки, банкоматы и банковские изготовление фальшивых карты. денег-преступление Приводить примеры валют Что такое валюта. разных стран, объяснять, что Разные страны имеют разные такое валютный курс, валюты. находить информацию о Разные страны имеют разные валютных курсах, проводить валюты. Творческий проект расчеты с валютными «Валюта моей придуманной курсами. страны». Викторина по теме «Деньги» Семейный бюджет(16ч) Из чего складываются доходы в семье Описывать и сравнивать Откуда в семье берутся деньги? 20. 28.01 21. 04.02 22. 11.02 23. 18.02 24. 25. 25.02 04.03 26. 11.03 27. 28. 18.03 01.04 08.04 29. 30. 15.04 31. 22.04 32. 29.04 33. 34. 06.05 13.05 Откуда деньги в семье? Наследство. Выигрыш в лотерею. Клад. Основной источник дохода современного человека. Отчего зависит размер заработной платы. Доходы семьи. Пенсия. Стипендия. Пособие. Обобщение по теме «Откуда в семье деньги». источники доходов семьи, виды заработной платы, знать особенности труда несовершеннолетних, объяснять причины различий в заработной плате, объяснять, почему существуют социальные выплаты, приводить примеры социальных выплат. Расходы семьи Объяснять причины, по На что семья тратит деньги. которым люди делают Расходы семьи. Виды и сроки покупки, описывать расходов. Воздействие рекламы на принятие направления расходов семьи, классифицировать решений о покупке. Практическая работа: «Составление собственного виды благ, рассчитывать доли расходов на разные плана расходов». товары и услуги. Сбережения. Долги. Олимпиада по финансовой грамотности. Как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал Составлять семейный Сравниваем доходы и расходы. бюджет на условных Способы экономии. примерах, сравнивать Практическое занятие: «Учимся доходы и расходы и составлять семейный бюджет». принимать решения, объяснять причины, по которым люди делают сбережения, описывать последствия превышения расходов над доходами. Риски потери денег и имущества и как от этого защититься Особые жизненные ситуации и как Рассматривать события, существенно влияющие на с ними справиться. жизнь семьи, определять Виды мошенничества. Как последствия таких событий уберечься от мошенников? для бюджета семьи, Страхование. различать виды Итоговое обзорное занятие «Что мошенничества, нового я открыл для себя?» различать обязательное и добровольное страхование, сравнивать различные виды страхования.