Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)
Описание образовательной программы
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования
для обучающихся с задержкой психического развития разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья с учётом Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального
общего
образования
обучающихся с задержкой психического развития
(вариант 7.2).
Вариант 7.2 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает цензовое образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием
обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, но в пролонгированные сроки обучения: пять лет, за счёт введения первого дополнительного класса.
Данный вариант характеризуется усилением внимания к формированию у обучающихся
с ЗПР полноценных социальных (жизненных) компетенций; коррекции недостатков в
психическом и (или) физическом развитии, оказанию помощи в освоении содержания образования и формированию готовности к продолжению образования на последующей ступени основного
общего образования.
Цель реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР — обеспечение выполнения
требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР,
обеспечивающих усвоение
ими социального
и культурного опыта.
Достижение
поставленной цели при разработке и реализации
АООП НОО обучающихся с ЗПР предусматривает решение
следующих основных задач:
· формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие личности
обучающихся с ОВЗ (ЗПР) - нравственное, эстетическое, социально- личностное, интеллектуальное, физическое - в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью сохранение и укрепление здоровья обучающихся;
· достижение планируемых результатов освоения АООП НОО обучающимися с ОВЗ (ЗПР) с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;
· обеспечение доступности получения начального общего образования;
· обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;
· использование в образовательном процессе современных образовательных
технологий деятельностного типа;
· выявление
и развитие возможностей и способностей обучающихся с ОВЗ (ЗПР),
через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно– оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием
системы клубов, секций и кружков, проведении спортивных, творческих и др.
соревнований.
АООП НОО обучающихся с ЗПР содержит три раздела: целевой,
содержательный и
организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели и планируемые результаты реализации АООП НОО, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Целевой раздел включает пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР АООП НОО; систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО.
Содержательный раздел определяет общее содержание НОО обучающихся с ЗПР и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов: программу формирования универсальных учебных действий; программу отдельных учебных предметов; Рабочую программу воспитания; программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; программу коррекционной работы; программу внеурочной деятельности.
Организационный раздел включает учебный план НОО (реализующий предметные и
коррекционно-развивающую области, направления внеурочной деятельности); систему специальных условий реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР. Принципы и подходы
к формированию адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития
В основу разработки и реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР заложены
дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход к разработке и реализации АООП НОО обучающихся с ЗПР предполагает учет их особых
образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания
и реализации разных
вариантов АООП НОО обучающихся с ЗПР, в том числе и на основе
индивидуального учебного плана.
Варианты АООП НОО обучающихся с ЗПР создаются и реализуются в соответствии с дифференцированно сформулированными требованиями в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ к:
• структуре АООП НОО;
• условиям реализации АООП НОО;
• результатам освоения АООП НОО.
Применение дифференцированного подхода к созданию и реализации АООП НОО
обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ЗПР возможность реализовать индивидуальный потенциал
развития.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).
В контексте разработки АООП НОО обучающихся с ЗПР реализация деятельностного подхода обеспечивает:
· придание результатам образования социально и личностно значимого характера; прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и
· поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;
· существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
· обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности